Posted 23 ноября 2018,, 06:45

Published 23 ноября 2018,, 06:45

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

Аккуратным водителям будет приятно: рассказываем о грядущих изменениях в ОСАГО

23 ноября 2018, 06:45

Начиная с 2019 года система ОСАГО будет преображаться. Реформу автогражданки готовят законодатели, а также активно обсуждают в Центробанке и Минфине. Эксперты Банка России утверждают, что тарифы станут прозрачнее и «индивидуальнее». А главное – средняя стоимость страхования практически не вырастет. Так ли это, разбирается «Проспект Мира».

Региональный коэффициент – пережиток прошлого

Сегодня стоимость ОСАГО рассчитывается по жесткой формуле, которая учитывает:

  • возраст и стаж водителя;
  • мощность автомобиля;
  • количество аварий на этом автомобиле;
  • территориальный коэффициент.

Этот набор параметров неизменен с 2003 года, потому безнадежно устарел. Перемены предлагают начать с территориального коэффициента – это наценка или снижение стоимости полиса в зависимости от региона и населенного пункта, в котором зарегистрирован автовладелец. Его предлагают убрать.

Сейчас стоимость полиса может быть вдвое больше базовой или на 40% ниже. Узнать, какой коэффициент действует в вашем регионе, можно тут.

Например, жители Москвы, Челябинска и Татарстана платят двойную стоимость страховки, в то время как жители Чеченской Республики пользуются коэффициентом 0,6, то есть получают 40%-ную скидку. Жители Красноярска страхуют авто с почти московским коэффициентом – 1,8.

— Пять лет назад я переехал по работе из Чечни, обосновавшись с семьей в Красноярске,— рассказывает автовладелец Ибрагим. — Машину мы продали на родине, а здесь купили почти такую же. Через год выясняется, что моя страховка возросла больше чем в 2 раза! В Чечне коэффициент был 0,6, а здесь уже 1,8. Моя машина не стала мощнее, а сам я не стал водить хуже, стажа только прибавилось. Не вижу в этом ни логики, ни смысла.

С негодующими автовладельцами соглашаются и эксперты Центробанка.

— Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Возьмем, к примеру, двух водителей с автомобилями LADA Granta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж 3 года, а у второго — 20 лет. Стоимость полиса для них будет одинаковой или несущественно отличаться — 9 512 рублей, хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить 29 134, а второй — 7 847 рублей. Неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя из Челябинска, — рассказал в интервью NewsTracker директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Как отмечает эксперт, жесткая система тарифов была полезна на момент запуска ОСАГО. Она не позволяла страховщикам завышать цены и делала полис доступным. Со временем же она стала не только уравнительной, но просто несправедливой, ведь, по сути, аккуратный водитель стал платить за лихача.

Реформаторы предлагают предоставить страховым компаниям право вводить дополнительные параметры внутри тарифного коридора. Это могут быть индивидуальные характеристики водителя: как часто он пользуется авто, насколько аккуратно водит, сколько раз попадал в аварию и платил штрафы ГИБДД и прочие.

В результате планируется получить систему, при которой профессиональные водители, зарабатывающие на своем авто, а также нарушители будут платить больше, в то время как аккуратный, опытный водитель, выезжающий на авто раз в неделю на дачу, заплатит меньше.

Мощнее не значит дороже

Реформу планируют проводить поэтапно. Так, на втором этапе реформы в формуле расчета наконец-то перестанут использовать мощность двигателя (взаимосвязи между мощными автомобилями и аварийностью статистика не подтверждает).

Сегодня при мощности двигателя 120 лошадиных сил цена полиса вырастает сразу на 40%, а при 150 «лошадях» под капотом водитель платит уже на 60% больше.

Теперь законодатель признает: важнее смотреть не на машину и где она эксплуатируется, а на того, кто ею управляет. 

Цена полиса вырастет?

Принципиальный момент реформы — увеличение стоимости полиса для злостных нарушителей. За счет этого для добросовестных водителей цена даже снизится, отмечают в Центробанке:

— Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, а у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно, даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2 300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей, — говорит Филипп Габуния.

При этом инициаторы реформы отмечают ряд важных моментов:

  1. страховщики будут под контролем: если страховая компания начнет зарабатывать сверх меры, продавая полисы по завышенным ценам, Банк России сможет потребовать снизить тарифы;
  2. ограничения на максимальную стоимость полиса сохраняются. Это позволит не допустить неконтролируемого роста цен;
  3. на сайтах страховщиков в обязательном порядке появятся онлайн-калькуляторы. Это делается для того, чтобы соблюсти право водителя на информацию. Дело в том, что при жестких критериях, действующих сейчас, определить стоимость полиса самостоятельно – не проблема. При индивидуальном подходе это будет сложнее.
"